РУС БЕЛ ENG

Страничка учителя-дефектолога

Консультация «Дифференциация (отличительные черты) физиологических и патологических речевых нарушений».

Всех вас волнуют вопросы: «Почему мой ребёнок не выговаривает звук ш, ж, с, … р?», «Стоит ли мне волноваться?», «Когда стоит обратиться за помощью к специалисту?», «В каком возрасте какие звуки доложен правильно уметь произносить ребенок?» и т.д.

В процессе роста и развития ребенка формируются все системы организма, в том числе и речь (фонематический слух, речевой аппарат ребенка). Поэтому в определенном возрасте нарушение произношения отдельных групп звуков не является патологией, а носит физиологический характер. И звукопроизношение может само нормализоваться в процессе роста и развития малыша.

 Патологические нарушения речи следует отличать от физиологических, т. е. закономерных явлений, сопровождающих речевую деятельность нормально развивающегося ребенка.

Физиологические нарушения:

  • Неправильное произношение определенных звуков (более сложные заменяются простыми). Это явление физиологическое до 5 лет;
  • Нарушения грамматического строя речи – аграмматизмы (5 окнов, красный шапочка) до 3.5 - 4 лет;
  • Интеракция (повторение слогов или звуков) до 2.5 лет.

Эти возрастные нарушения (физиологические нарушения) речи ребенка могут быть вызваны следующими причинами:

  • Недостатком развития органов артикуляционного аппарата (Подвижные органы: губы, язык, нижняя челюсть, мягкое небо).
  • Недостаточность сформированности фонематического слуха ребенка: т.е. способность воспринимать на слух и точно дифференцировать звуки речи.

Наиболее типичные возрастные несовершенства, характерные для детей 3 лет:

  1. Согласные звуки произносятся смягченно.
  2. Замена шипящих фонем свистящими (жало - зяло).
  3. Звук [р] не произносят или заменяют на более простые [л],[л’],[в] и [й].
  4. [л] смягчается или заменяется звуком [й].
  5. [г], [к], [х] отсутствует или заменяется [т], [д].
  6. Нарушение слоговой структуры слова (велосипед - сипед).

Физиологические нарушения с возрастом при соответствующих условиях развития под непосредственным воздействием окружающей среды исчезают. Уже к 4 -5 годам дети овладевают правильным звукопроизношением. Но, если нарушение носит устойчивый характер, т.е. является патологическим, то обращаться за помощью необходимо в любом возрасте.

А патологические речевые нарушения:

Не соответствуют возрасту говорящего.

Носят устойчивый характер, самостоятельно не исчезают.

Требуют определенного логопедического воздействия в зависимости от характера речевого нарушения.

Не являются диалектизмами и безграмотностью речи.

Связаны с отклонениями в функционировании психофизиологических механизмов речи.

Часто оказывают отрицательное влияние на дальнейшее психологическое развитие ребенка.

Социальные причины патологических речевых нарушений:

  • Неправильное восприятие речи ребенка, когда родители подстраиваются под дефектную речь, долгое время подражают ребенку. Это задерживает формирование правильного произношения.
  • Подражание. Вредным оказывается постоянное общение старшего ребенка с маленьким ребенком, у которого не сформировано правильное звукопроизношение. Может подражать и неправильному звукопроизношению взрослого или сверстников в группе детского сада. Также вредно общение с людьми, у которых речь слишком тороплива, пронизана диалектическими особенностями, есть дефекты произношения или речь смазанная.
  • Двуязычное окружение или билингвизм. Разговаривая в раннем возрасте на разных языках, ребенок переносит особенности одного языка на другой.
  • Педагогическая запущенность, когда ребенок не подвергается коррекции со стороны взрослых и это тормозит его нормальное произношение.