РУС БЕЛ ENG

Страничка музыкального руководителя

«МУЗЫКАЛЬНО · ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ   КАК CPEДСТВO   УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ   ДЕТЕЙ РАННЕГО  ВОЗРАСТА   К УСЛОВИЯМ   ДОШКОЛЬНОГО   УЧРЕЖДЕНИЯ"

В настоящее время проблема социальной защищённости ребёнка ран­него возраста, его развития является приоритетной в системе дошкольного образования, так как всё больший процент детей рождается с ослабленным здоровьем и условно сформированной готовностью системы врождённых адаптационных механизмов.

       Отрыв от дома и близких, встреча с новыми взрослыми, незнакомыми детьми, новые требования к поведению, другой стиль общения - все эти изменения обрушиваются на ребёнка, создавая для него cтpec­совую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни, и т.д.

       Учёными установлено, что процесс адаптации происходит немного лучше и быстрее при заинтересованном участии родителей, зависит от качества детско-родительских отношений, выработке адекватных способов poдитель­ского поведения. Особую роль играет эмоциональное взаимодействие матери и ребёнка, где особенно важными оказываются внимание, чувствительность к ребёнку, эмоциональная поддержка.

         Музыка - источник особой детской радости. В раннем возрасте ребёнок открывает для себя её красоту, волшебную силу, а в различной музыкальной деятельности раскрывает себя, свой творческий потенциал. Характерной особенностью поведения детей раннего возраста является высокая эмоциональность. Изменение обычного образа жизни приводит в первую очередь, к нарушению эмоционального состояния ребёнка. Труд­ности приспособления, возникающие вследствие конфликта между требо­ваниями новой среды и возрастными и индивидуальными возможностями ребёнка, вызывают отрицательные эмоции. Успех адаптационного периода зависит, прежде всего, именно от состояния эмоциональной сферы. Дети раннего возраста не очень хорошо говорят, действия их ограничены, но эмоций они испытывают порой больше, чем взрослые люди.

        И вот здесь бесценную помощь оказывает музыка. Сила её заключается в том, что она способна передавать всю динамику эмоционально-психических состояний человека, помогает ребёнку осваивать мир человеческих чувств.

        Положительные эмоции и чувства, вызванные движением под музыку, пением, слушанием музыки, игрой на детских музыкальных инструментах, вводят ребёнка в состояние внутренней гармонии. У маленького человека

устанавливаются ранние социальные связи и отноше­ния, накапливается большое количество ярких впечат­лений и наблюдений, которые на многие годы могут определять поведение уже взрослого человека.  

         По этой причине целесообразным является раннее музыкально-игровое взаимодействие детей, в процессе которого совершенствуются двигательные, сенсорные и речевые функции, формируются навыки общения, совершенствуются процессы развития механизмов психологической защиты. Таким образом, создаются условия для благополучного включения ребёнка в новую социальную среду.

         Поскольку роль родителей в воспитании детей ран­него возраста является определяющей, важным факто­ром успешной адаптации будет привлечение  родителей к активному участию в музыкальном воспитании и развитии своего малыша. Исходя из этого, организация адаптационного периода  в нашем дошкольном учреждении включает музыкально-игровую деятельность.

Использование игровых сюжетов на занятиях по­зволяет мягко включать в музыкально-игровую дея­тельность как малоконтактных, застенчивых детей, так и организовывать деятельность подвижных, активных. Ценность игрового персонажа для малышей возрастает многократно: в условиях игры они получали от знакомо­го и привлекательного персонажа и участливый взгляд, и улыбку, и искреннюю заинтересованность, и поддержку. Всё это настраивает детей на эмоционально- позитивную атмосферу в музыкально-игровой деятельности.

При проведении музыкально-игровых занятий ставится цель стимули­ровать общее развитие детей посредством музыки, а именно: ввести музыкальные игры и упражнения как средство развития у малышей слухового внимания, памяти, чувства ритма, пространственных представ­лений, координации слуха, голоса и движений и, самое главное, коммуникативных, социальных навыков для успешной адаптации к условиям детского сада.

        Эффективность восприятия и усвоения материала обеспечивается единой сюжетной линией каждого за­нятия и частой сменой видов деятельности. Занятия включают следующие виды музыкально-игровой деятельности:

  • Музыкальные приветствия, прощания - яв­ляясь организующим началом, способствуют созда­нию позитивного настроения, знакомят детей, раз­вивают внимательное, доброжелательное отношение друг к другу; активизируют музыкальную память, музыкально-слуховое внимание.
  • Музыкально-игровая гимнacтикa - имеет по­ложительный оздоровительный эффект: влияет на формирование правильной осанки, направлена на про­филактику плоскостопия, тренировку вестибулярного аппарата.
  • Подвижные музыкальные игры с пением, с пред­метами, хороводы - являясь синтезом игры, восприя­тия музыки, пения и физической нагрузки, оказывают комплексное воздействие на организм ребёнка.
  • Телесные музыкальные игры и игровой массаж с музыкой - направлены на развитие социализации детей: доверия и внимания друг к другу, терпения, снятия эмоционального напряжения. Обеспечивают тесное позитивное общение - между ребёнком, родите­лем и педагогом. Выполнение детьми разнообразных движений пальцами и руками стимулирует развитие крупной и мелкой моторики.
  • Музыкально-игровые упражнения, акти­визирующие слуховое внимание - воспитывают быструю. точную реакцию на зрительные и слуховые раздражители, развивают все виды памяти: слуховую, зрительную, моторную, способствуют формированию произвольного внимания.
  • Музыкальные игры, развивающие коммуни­кативные навыки - формируют умение общаться со взрослыми и сверстниками. Помогают застенчивым, робким детям на первых порах освоиться, привыкнуть и заинтересоваться совместной деятельностью, а под­вижным - сосредоточить своё внимание на восприятии музыки и также включиться в музыкально-игровое общение.                                                
  • Музыкально-игровые упражнения, песенки для развития слуха и голоса - развивают музыкаль­ный слух, координацию слуха и голоса, музыкальную память, активизируют развитие речи малышей. Пред­ставляют собой эффективную форму дыхательной гимнастики.
  • Пальчиковые и жестовые игры с пением - спо­собствуют укреплению мышечного аппарата, разви­тию крупной и мелкой моторики руки, активизации слуховой, зрительной и речевой памяти. Позволяют значительно повысить уровень организации ребёнка.
  • Музыкально-игровые упражнения для фор­мирования чувства ритма - формируют у детей позитивное отношение к музыкально-ритмической деятельности, воспитывают в игровой форме ощущение метроритмической пульсации в музыке. В музыкально - ­игровых упражнениях малыши обучаются воспро­изведению остинатного ритма различными видами звучащих жестов (хлопки, шлепки одним, несколькими пальчиками, ладошкой, кулачком и т.д.). Эти упражне­ния помогают детям ощутить метрическую пульсацию, способствуют развитию координации слуха и движе­ний, ориентировки в пространстве, позволяют упоря­дочить, организовать движения подвижных, активных детей и стимулировать музыкально-ритмическую деятельность застенчивых, неконтактных.
  • Музицирование на детских музыкальных инструментах - для реализации этих задач исполь­зуются природный интерес малышей к музыкальным инструментам и их попытки осваивать различные способы звукоизвлечения. Совместная игра на детских музыкальных инструментах помогает установить более тесные эмоциональные отношения между ребёнком и родителем, ребёнком и педагогом, а также между всеми детьми.
  • Музыкотерапевтическая деятельность - спо­собствует развитию воображения, возникновению по­ложительных ассоциаций. Предложенные музыкальные модели помогут сбалансировать психоэмоциональное состояние и поведение ребёнка, будут содействовать установлению тёплых, доверительных отношений между малышом, родителем и педагогом.

       Таким образом, музыкально-игровая деятельность с детьми раннего возраста способствует созданию психологического комфорта и эмоционального благополучия каждого ребёнка, со­хранению и укреплению его здоровья, формированию адаптивного стиля поведения, стойкого интереса к общению со взрослыми и сверстниками.

       Общение с музыкой дарит детям радость. С боль­шим удовольствием они открывают для себя такой не­известный, но такой поистине яркий и увлекательный мир дошкольного детства!