РУС БЕЛ ENG

Насилие в семье

Хотя бы раз в жизни перед каждым родителем возникал вопрос: как уберечь ребенка от насилия, как помочь детям, чтобы они почувствовали себя защищенными, сильными и свободными?

          Необходимо отчетливо понимать, что относится к преступлениям против половой свободы и половой неприкосновенности несовершеннолетних?

         Уголовно-наказуемые деяния, предусмотренные Уголовным кодексом Республики Беларусь (далее — УК):

• изнасилование заведомо несовершеннолетнего, малолетнего (части 2,3 статьи 166 УК); • насильственные действия сексуального характера в отношении заведомо несовершеннолетнего, малолетнего (части 2, 3 статьи 167 УК);

• половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста (статья 168 УК);

• развратные действия (статья 169 УК);

• понуждение к действиям сексуального характера заведомо несовершеннолетнего (часть 2 статьи 170 УК).

         Следует понимать, что по различным причинам (чувство боязни, стыда, отрицания вины и т.п.) сталкивающиеся с сексуальным насилием дети редко обращаются за помощью. Поэтому в ходе общения с ребенком, его сверстниками, необходимо обращать внимание на следующие сведения об особенностях внешности, физического состояния и поведения:

 1) физические признаки (боль при сидении, ходьбе, порванное, запачканное или окровавленное нижнее белье, одежда, гематомы, ссадины, кровотечение в области половых органов, анального отверстия, жалобы на боль и зуд в области гениталий, недержание мочи и др.)

 2) изменения в выражении сексуальности (кажущиеся странными и необычными или не соответствующие возрасту знания о сексе, необычная или не соответствующая возрасту сексуальная активность (мастурбация, трение о тело взрослого); повышенный интерес к играм, материалам сексуальной направленности и др.)

3) изменения в эмоциональном состоянии и общении (трудности в коммуникациях со сверстниками (избегание общения, отсутствие друзей своего возраста, отказ от общения с прежними знакомыми, внезапная, немотивированная замкнутость, подавленность, изоляция, уход в себя, частая задумчивость, отстраненность, постоянная депрессивность, грустное настроение нежелание принимать участие в подвижных играх, непристойные выражения, не свойственные ребенку ранее, рассказы в третьем лице («я знаю одну девочку...») и др.)

4) изменения личности и мотивации, социальные признаки (прогулы занятий в учреждении образования, неожиданные, резкие перемены в отношении к конкретному человеку или месту («я ненавижу дядю Петю», «я не могу ездить в лифте», «я больше не пойду на футбол», отрицание, непринятие традиций и уклада своей семьи вплоть до ухода из дома (у подростков)и др.)

5)изменения самосознания (снижение самооценки, отвращение, стыд, вина, недоверие, чувство собственной испорченности, саморазрушающее поведение (употребление алкоголя, наркотиков, проституция, частая подверженность травмам и несчастным случаям) суицидальные разговоры и попытки и др.)

6)невротические и психосоматические симптомы (обеспокоенность, боязнь при нахождении с определенным человеком (людьми), боязнь раздевания (например, отказ при занятиях физкультурой или медицинском осмотре), головная боль, боли в области желудка и сердца, навязчивые страхи, расстройства сна (страх ложиться спать, бессонница, ночные кошмары) и др.)

         Чтобы помочь детям избежать насилия родители должны чаще беседовать со своими детьми. Родители должны начать разговаривать с детьми с раннего возраста и продолжать обсуждать эту тему по мере взросления детей.

         Очень важно научить ребенка отличать уважение к взрослым от безусловного подчинения всем старшим. Дети имеют право и должны 'сказать «нет» - любому, кто намеревается причинить им вред в любой форме.

         Дети не должны стесняться громко звать на помощь, преступника это остановит. Призыв о помощи - это не свидетельство трусости, а необходимое средство защиты или даже спасения. Пусть смело зовут на помощь в случае чьих-либо домогательств.

         Дети должны находиться на улице в кругу друзей, но только с теми, кого знают родители и не позже 23.00.

          Родители всегда должны знать куда, к кому идет ребенок, как его можно найти.

         Если относительно какого-то незнакомца у подростка возникли подозрения, пусть сразу же сменит маршрут, выйдет на другой станции метро (автобуса, троллейбуса), продолжит маршрут на следующем поезде (автобусе, троллейбусе). По телефону пусть сделает вид, что на улице его встретит папа или взрослый друг. Надо сказать об этом громко в трубку телефона.

          Мобильный телефон сегодня решает многие проблемы. Необходимо контролировать, чтобы аккумулятор был всегда заряжен, а номер телефона родителей, а также «102» находился в режиме быстрого набора или на рабочем столе смартфона.         Особое внимание подросток должен обращать на автомобили, которые проезжают мимо. Если возникли подозрения или реальная угроза, надо перейти на противоположную сторону улицы или бежать в сторону, противоположную движению автомобиля.

         В детях необходимо воспитывать строгие правила поведения и требования к себе. Их несоблюдение легко может оказаться провоцирующим для преступников. Родителям надо обращать внимание на увлечение детей сексуальной литературой, видеофильмами с эротическими сценами.

         Жертвами половых преступлений чаще оказываются дети и подростки, запущенные с точки зрения полового воспитания. По этой причине некоторые дети утрачивают чувство стыдливости, другие воспитываются в такой покорности взрослым, что в случае половых домогательств не смеют им противостоять. Пусть дети не позволяют, чтобы незнакомцы, знакомые или даже дальние родственники трогали их, целовали, обнимали.

          Преступники могут применить не только насильственные, но и «соблазнительные» приемы. Они могут предложить конфеты, мороженое, игрушки, либо обещают что-то показать интересное. Соблазнитель зовет вместе погулять, в т.ч. в компьютерные игры у него дома, либо напрашивается в провожатые.

         Дети охотнее идут на контакт (особенно с б до 12 лет), что прибавляет насильнику уверенности, он стремится расположить к себе ребенка, одновременно обещает в обоюдных половых действиях безобидную и приятную забаву.

          Нередко преступником оказывается человек, который находится с детьми и подростками в каких-либо повседневных контактах (руководит кружками, секциями, занимается репетиторством).

         Надо, чтобы дети рассказывали родителям обо всем, что происходит с ними. Объясните, что насильники или вежливо уговаривают, или запугивают детей, добиваясь, чтобы они сохранили это втайне.

         Общаясь в социальных сетях Интернета, преступники, как правило, представляются подростками, используя их манеру общения и тактические приемы в целях завладения интимными фотографиями или видеоизображениями и последующего шантажа.      Виртуальные знакомые должны оставаться виртуальными, все реальные встречи должны проходить под присмотром или с разрешения родителей.

         Общение с детьми - самый важный союзник родителей, который поможет вырастить здорового ребенка. Умение выслушать ребенка и поговорить с ним начистоту - вот из чего исходить, чтобы выработать у ребенка навыки, которые помогут ему избежать насилия.

Насилие в семье - это вид отношений  между близкими людьми, когда один притесняет другого или причиняет ему какой-либо ущерб.

В отношении детей выделяют  следующие виды насилия:

1. Пренебрежение нуждами ребенка (моральная жестокость, запущенность) - это отсутствие со стороны родителей элементарной о нем заботы, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза здоровью и развитию ребенка.

2. Психическое / эмоциональное /- это умышленное унижение чести и достоинства одного члена семьи другим или подростками, моральные угрозы, оскорбления, шантаж и т.п.

3. Сексуальное - это посягательство какого-то члена семьи на половую неприкосновенность другого, в частности сексуального характера по отношению к несовершеннолетним членам семьи. Это вовлечение ребенка с его согласия и без него в сексуальные действия со взрослыми.

5. Физическое - это умышленное нанесение вреда здоровью, причинение физической боли, лишение свободы, жилья, пищи, одежды и других нормальных условий жизни, а также уклонение родителей несовершеннолетних детей от заботы об уходе, здоровье, безопасности.

Как проявляется то или иное насилие?

1. Запугивание и угрозы - внушение страха криком, жестами, мимикой; угрозы физического наказания милицией, спецшколой, богом; проявление насилия над животными; угрозы бросить ребенка или отнять его, лишить денег и др.

2. Изоляция - запрет на общение с близкими людьми, посещение зрелищных мероприятий и др.

3. Физическое наказание - избиение, пощечины, истязания, таскание за волосы, щипание и др.

4. Эмоциональное (психическое) насилие - не только запугивание, угрозы, изоляция, но и унижение чувства собственного достоинства и чести, словесные оскорбления, грубость; внушение мысли, что ребенок - самый худший, унижение в присутствии других людей; постоянная критика в адрес ребенка и др.

ПОСЛЕДСТВИЯ СЕМЕЙНОГО НАСИЛИЯ ДЛЯ РЕБЕНКА

Почему порка, затрещины, даже такие, на первый взгляд, невинные удары, как шлепок по руке, опасны для ребенка и представляют угрозу для общества?

Они преподают ребенку урок насилия.
Они нарушают безусловную уверенность, в которой нуждается каждый ребенок, - что он любим.
Они рождают в ребенке тревогу: ожидание следующего удара.
В них содержится ложь: притворяясь, будто решают педагогические задачи, родители таким образом срывают на ребенке свой гнев.
Они вызывают гнев и желание отомстить, желание это остается вытесненным и проявляется много позже.
Какой урок, и с какими последствиями сможет вынести ребенок из порки и битья?

Ребенок узнает:

что он не заслуживает уважения;
что хорошему можно научиться посредством наказания (на самом деле это неверно, наказание обычно учит ребенка желанию наказывать других);
что страдание не нужно принимать близко к сердцу, его следует игнорировать;
что насилие - это проявление любви;
что отрицание чувств - нормальное здоровое явление;
что от взрослых нет защиты.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ И ДОСТОИНСТВА  РЕБЕНКА В СЕМЬЕ

1.   Принимать ребенка, таким как он есть и любить его.

2.   Обнимать ребенка не менее четырех, а лучше по восемь раз в день.

3.   Выражать недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребенком в целом.

4.   Верить в то лучшее, что есть в ребенке, и всегда поддерживать его. Чаще хвалить.

5.   Родительские требования не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка.

6.   Наказание не должно вредить здоровью — ни физическому, ни психическому.

7.   Наказывая ребенка, лучше лишить его хорошего, чем сделать ему плохо.

8.   Если сомневаетесь, наказывать или не наказывать — не наказывайте.

9.   За один раз — может быть одно наказание. Наказан — прощен.

10.  Ребенок не должен бояться наказания.

11.  Если ребенок своим поведением вызывает у Вас отрицательные переживания — сообщайте ему об этом.

12.  Не требуйте от ребенка невозможного или трудновыполнимого.

13.  Положительное отношение к себе — основа психологического выживания, и ребенок постоянно ищет и даже борется за него.

14.  Если ребенку трудно и он готов принять Вашу помощь, обязательно помогите ему.